Российский стартап StartRocket готовится коммерциализировать околоземную орбиту

Российский стартап StartRocket готовится коммерциализировать околоземную орбиту

Российский стартап StartRocket совместно с командой Сколковского института («Сколтех») намереваются весной провести тестирование проекта, предполагающего создание в космосе рекламных билбордов на
базе сети сверхмалых искусственных спутников Земли. Пока проект находится в стадии привлечения первых инвестиций и в начале процесса по регистрации патентов и технологий. Предполагается, что первые
космические рекламные объявления могут появиться на земной орбите уже через два года.

О запуске проекта его основатели – управляющий креативный директор рекламного агентства Possible Group Владилен Ситников и партнер по проекту Алексей Скорупский – объявили в апреле 2018 года.
Основной целью проекта было заявлено развитие индустрии развлечений в космосе, в том числе выведение на орбиту брендов, логотипов и рекламы.

По словам партнеров, первый этап проекта, подразумевающий создание обоснованного технического решения, уже успешно завершился. На создание решения, которое позволило бы размещать те или иные
изображения, фигурально выражаясь, на небесном своде, был объявлен конкурс стоимостью 20 тыс. евро. В числе предложений, которые рассмотрели и отвергли партнеры, были отражающий надувной билборд,
космическая станция, спутник с возможностью печати отражающихся линий на орбите, запущенная в космос и вращающаяся LED-панель, размещенный на орбитальном спутнике лазер для проецирования рекламных
образов на облаках и прочие. От части из них пришлось отказаться из-за технических сложностей в реализации, а также большой вероятности столкновения с «космическим мусором», еще от части – из-за
неоправданной дороговизны проекта.

Оптимальной оказалась концепция, предложенная командой «Сколтеха». Она подразумевает формирование на околоземной орбите рекламного дисплея посредством целой сети сверхмалых искусственных спутников
Земли формата CubeSat. Такой микроминиатюрный спутник, первоначально созданный для исследования космоса, имеет объем в несколько литров и массу в единицы килограммов. Учитывая небольшие размеры
сателлитов, вывести их на орбиту сможет любая ракета-носитель, в том числе и принадлежащая какой-либо частной компании. Как предполагают авторы проекта, каждый спутник CubeSat, отражающий солнечный
свет, будет выполнять роль «пикселя», из которых будет формироваться рекламное изображение. Расстояние между спутниками–«пикселями» составит порядка 100 метров.

Контроль над группировкой спутников, осуществляемый с Земли, даст операторам возможность оперативно менять их траектории, что позволит избежать столкновений с другими спутниками на орбите, с
«космическим мусором» и метеоритами, а также перестраивать их для смены самого рекламного изображения. Размер космического рекламного дисплея составит от 1 до 3 кв. км, но жители Земли будут видеть
его размером примерно с половину Луны.

Второй этап проекта, проведение которого намечено на весну текущего 2019 года, предполагает проведение тестов. Совместно с командой «Сколтеха» в стратосферу, на высоту 40 км над поверхностью Земли,
планируется запуск двух шаров, что позволит протестировать идею пикселей.

Как заявил в беседе с представителями СМИ Владилен Ситников, сегодня руководство StartRocket занимается также поиском рекламодателей и ведет консультации с венчурными инвесторами. За размещение
своего логотипа в космосе в течение 24-х часов рекламодателю предлагается заплатить $600 тыс. Но, поскольку рекламное изображение будет меняться три раза в сутки, предусмотрены и более «бюджетные»
варианты – демонстрация рекламы в течение 8-ми или 16-ти часов — за $200 тыс. и $400 тыс., соответственно. Правда, как уверяют авторы проекта, уже к 2020 году цена на космическое рекламное
объявление снизится в три раза, и будет понижаться и в дальнейшем. Решился ли уже кто-нибудь из рекламодателей продвигать свои бренды на орбите – пока неизвестно.

Сейчас команда проекта ведет подготовку процесса по регистрации патентов. Авторы проекта намереваются запатентовать название новой технологии – The Orbital Display – и ряд ее элементов.

После того, как создателям идеи удастся собрать необходимый объем инвестиций – их размер заявлен в сумме $12 млн – система со спутниками CubeSat будет протестирована непосредственно на орбите. Не
исключено, что это произойдет еще в 2019 году.

После проведения орбитальных испытаний компания приступит к разработке технической документации и решению вопросов, касающихся производства необходимого оборудования и разработки соответствующего
программного обеспечения.

Полноценный запуск проекта космической рекламы The Orbital Display в эксплуатацию, по словам авторов, возможен не ранее, чем через два года с момента тестовых испытаний. Для вывода на орбиту всей
группировки спутников CubeSat потребуется еще, как минимум, $208 млн.

Как считает г-н Ситников, в самой идее использования космического пространства для рекламы нет ничего удивительного. К примеру, осенью 2018 года NASA объявило о своей готовности сменить политику
и снять запрет на коммерческое использование своих миссий и разработок. Агентство готово выделить площади на корпусах ракет для размещения рекламы, продавать частным компаниям права на название
своих космических аппаратов, а астронавты готовы рекламировать ту или иную продукцию в космических полетах на борту МКС.
Таким образом NASA собирается компенсировать часть расходов
налогоплательщиков на космические миссии.

Правда, NASA готово к тому, что такое изменение политики на полный запрет рекламы может вызвать и обратную реакцию.

«Космос является чем-то неизведанным. Мы свободны в космосе от бренности бытия, а для некоторых людей реклама — это что-то совершенно земное. Это одно из возражений, которое может появиться после
коммерциализации агентства», – так считает Роберт Перлман (Robert Pearlman), космический историк и основатель web-сайта CollectSpace.

Как уверяет г-н Ситников, российский проект уже атакуют тысячи и тысячи недовольных, которые не могут смириться с возможной коммерциализацией космоса и использования его от развлечений до рекламы.
Более того, основатели StartRocket убеждены и в его возможной социальной пользе. Авария в энергосистеме в тёмное время суток, лесной пожар, землетрясение – во всех этих случаях космический билборд
поможет собрать людей, подсветить территорию без электричества на какое-то время, уверяют авторы идеи.

Источник: http://www.it-world.ru/it-news/it/143255.html