Российское ПО станет обязательным для предустановки на всех смартфонах

Российское ПО станет обязательным для предустановки на всех смартфонах

Российское ПО станет обязательным для предустановки на всех смартфонах

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор) должны подготовить проект федерального закона, который закрепит обязательную предустановку приложений отечественной разработки на смартфоны, предназначенные для российских
пользователей, а также предоставит им возможность самостоятельно удалять все приложения, помимо сервисных программ. Как полагают чиновники, такой шаг создаст здоровую конкуренцию в сегменте
разработки мобильных приложений, а сами пользователи получат возможность более широкого выбора.

Разработка подобного законопроекта предусмотрена «дорожной картой» ФАС по развитию конкуренции в отраслях экономики на 2018-2020 гг., подписанной
главой российского Кабмина Дмитрием Медведевым (Распоряжение от 16 августа 2018 года №1697-р).

Потребность в изменениях российского законодательства давно назрела — об этом свидетельствуют получаемые Федеральной антимонопольной службой многочисленные жалобы пользователей мобильных устройств.
Они недовольны тем, что не имеют возможности удалить со своих девайсов — телефонов, смартфонов, планшетов — автоматически встроенные приложения. Как правило, в перечень данных приложений входят
интернет-обозреватель, электронная почта, аудиоплеер и прочие стандартные программы, в том числе и использующие криптографические средства защиты информации.

Как сообщает антимонопольное ведомство на своем официальном сайте, его сотрудники решили подойти к проблеме комплексно. Они выступили с предложением
изменить российское законодательство, введя в него определенные требования к пользовательскому оборудованию связи. В частности, чиновники считают, что если у того или иного приложения, которое
производитель намерен предустановить на мобильный гаджет, имеется российский аналог, то этот аналог также необходимо предложить потребителю. А уже потребитель сам будет решать, каким именно
приложением ему воспользоваться. Таким образом, у потребителя будет более широкий выбор. Российские же разработчики мобильных приложений получат возможность конкурировать с западными цифровыми
гигантами.

Помимо этого, пользователю необходимо предоставить и другую возможность: удалять заранее установленные на его девайс программы. Все, помимо тех, потеря которых приведет к некорректной работе
устройства или отказу работы (сервисных программ).

Проект нового закона предполагается подготовить уже к апрелю 2019 г., а ответственными за его разработку назначили Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, ФАС и
Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

По данным компании App Annie, в 2016 г. по числу загрузок приложений на платформах iOS и Android наша страна заняла пятую строчку рейтинга. На Россию, в совокупности, пришлось 3,8 млрд скачиваний в
магазинах приложений Google Play и App Store, или 4% от мировых загрузок, составивших 90 млрд приложений. В список наиболее популярных загрузок вошли программы от «ВКонтакте», Сбербанка РФ, Avito,
Яндекса и другие.

Первый конфликт, которое российскому антимонопольному ведомству пришлось урегулировать из-за предустановки мобильных приложений, разгорелся еще в 2014 г. между компаниями «Яндекс» и Google. В
кастомизированной версии Android, разработанной компанией «Яндекс» — Yandex.Kit — были предустановлены web-поисковик и другие приложения. Ряд производителей смартфонов, в число которых вошли
компании Explay, Prestigio и Fly, стали выпускать мобильные устройства на ОС Yandex.Kit. Однако вскоре выяснилось, что компания Google оказывала на них давление, и они были вынуждены свернуть едва
начавшееся производство.

Все дело в том, что условия соглашения по пакету лицензий Google Mobile Services (GMS) обязывают производителей смартфонов предустанавливать вместе с Google Play другие приложения от Google, а
также размещать ярлыки на экране пользователя в строго определенном порядке и устанавливать интернет-поиск от Google по умолчанию.

Компания «Яндекс» подала жалобу в ФАС. Ведомство, признав Google нарушителем антимонопольного законодательства, потребовало от компании прекратить эту практику, проинформировать российских
пользователей Android о возможности деактивации предустановленных приложений Google и смены поисковой системы по умолчанию в мобильном браузере Google Chrome, и наложило на нее штраф в размере 438
млн рублей. Однако Google штраф оплатила, но не стала выполнять предписания ФАС, за что получила еще один штраф, теперь уже размером «всего» в 1 млн руб. Кроме того, скорость доступа к сайтам
Google для российских пользователей была снижена, а на топ-менеджера компании завели уголовное дело.

В итоге, через некоторое время Google и ФАС помирились. ФАС отказалась от требования «отвязать» предустановку Google Play от иных приложений Google. Компания-разработчик, в свою очередь, отказалась
от предустановки своих приложений для Android, не стала мешать предустановке приложений других разработчиков, и обязалась не создавать экономических стимулов для предустановки своей поисковой
системы по умолчанию. Кроме того, специально для российских пользователей Google Chrome компания обязалась создать поисковый виджет, который обеспечит возможность выбора поисковой системы по
умолчанию (Google, «Яндекс» или Mail.ru.). Этот виджет был предустановлен в новые смартфоны на базе Android, а в уже выпущенных смартфонах он появился после обновления системы.

Меню выбора данного виджета было открыто и для добавления других российских поисковых систем. В течение двух месяцев с момента заключения мирового соглашения им нужно было обратиться в Google.

Как заявил глава компании «Яндекс» Аркадий Волож, комментируя в СМИ мировое соглашение, миллионы российских пользователей Android получили возможность сами выбирать, каким поиском пользоваться на
своем мобильном устройстве.

После этого, как подсчитали аналитики, доля «Яндекса» на рынке поисковых систем для Android-устройств в России выросла с 54,7% в I квартале 2017 года до 56,5% в I квартале 2018 г., а доля поисковых
запросов к «Яндексу» на устройствах на базе Android в России увеличилась за тот же период с 38% до 46,3%.

Источник: http://www.it-world.ru/it-news/it/140657.html